Ретроспектива архитектора Матвея Казакова представлена в Музее имени Щусева

Недавно в Музее архитектуры имени Щусева открылась выставка под названием «Матвей Казаков и допожарная Москва», приуроченная к 280-летию со дня рождения зодчего. «Человек-Москва» - именно Матвей Казаков создал новый архитектурный облик города, определив уникальный стиль таких шедевров русского классицизма, как здание Сената в Московском Кремле, Большой Царицынский дворец и Петровский путевой. «Это сейчас мы уже привыкли и к Сенату, каждый день смотрим его по телевидению, это резиденция президента. Но, на самом деле, в 1776 году, когда начали это строительство, ничего подобного в Москве и близко не было», ‒ рассказала куратор выставки искусствовед, старший научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева Зоя Золотницкая.

Благодаря его мастерству и многогранному таланту сегодня любой желающий может лицезреть церковь Космы и Дамиана на Маросейке – один из наиболее ярких памятников зрелого классицизма, корпус московского университета на Моховой – сейчас в нем располагается Институт стран Азии и Африки МГУ, а также классическую загородную усадьбу ‒ «больницу для бедных» ‒ это Первая градская больница.  «Строительство в Москве какое-то время носит разовый характер, сейчас бы это назвали точечной застройкой. Казаков был первый архитектор эпохи Нового времени, после петровский реформ, который относился к застройке города планово. Он рассматривал город как некую единую структуру», ‒ пояснила директор Музея им. Щусева Елизавета Лихачева.

Однако, деятельность известного зодчего не ограничивалась сооружением общественных зданий. Матвей Казаков проектировал и частные дома. Так, например, именно он выдвинул главное здание на красную линию улицы - особняк уральского заводчика Губина. Этот дом обладает удивительной способностью - окна парадных комнат выходили не на улицу, а во двор. Есть мнение, что хозяин дома не желал, чтобы звуки балов мешали монахам Высоко-Петровского монастыря, что стоял рядом. «Казаков создал новый тип дома – вельможного, крупного, богатого. Дворцами их можно назвать, потому что это, действительно, были богатейшие владельцы, которые могли себе позволить блистательные интерьеры», ‒ объяснила Зоя Золотницкая.

Большинство построенных им зданий сгорело в пожаре 1812 года, что случился в Москве. Об этом трагическом событии Матвей Казаков узнал, когда был в Рязани. Сердце его не выдержало.