Совсем скоро в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина стартует выставка «Щукин. Биография коллекции», призванная познакомить всех желающих с историей внушительного собрания значительных собраний европейского модернизма и с биографией его владельца Сергея Щукина. Вот какие строки писал Сергей Щукин давным-давно Анри Матиссу: «Из-за вас надо мною понемногу издеваются. Говорят, я причиняю вред России, покупая ваши картины. Но я надеюсь, когда-нибудь победить….».
В этом послании, как известно, идет речь о покупке полотна – «Танец». Когда публика Парижского Салона увидела его впервые, то назвала картину горшком краски, брошенным в лицо общественности, а коллекционера безвкусным, сумасшедшим, собирателем хлама. И пусть Сергей Иванович смутился, но все же повесил полотно на самом видном месте в своем доме, превратив его в символ коллекции.
«Вообще появление такого крупного коллекционера - это не случайность. Это контекст жизни, времени, эпохи, ну и конечно уникальность личности, которая как звезда на этом небосклоне. Конечно, это история XX века со всем его драматизмом – это тоже отражение коллекции. Поэтому мы назвали выставку «Биография коллекции», - рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.
Ожидается, что история коллекции будет подобна «семейной саге», повествующей о том, как в купеческо-старообрядческой консервативной среде росли 4 брата. Все они отличались любопытством и не были обременены предрассудками. Так, Петр, будучи настоящим эрудитом и знающий нескольких языков, собирал китайскую бронзу, фарфор, турецкие ткани, в то время как Дмитрий был тонким знатоком истории искусств. Он предпочитал произведения старых мастеров, особенно голландскую живопись XVII века. Младший Иван – парижский светский лев – именно он познакомил своего брата Сергея с современным французским искусством.
«Они создали те коллекции, которые видели своими глазами русские художники, которые не могли так часто ездить в Париж. Но при этом их глаза, на протяжении столетия, были воспитаны на самых лучших образцах нового европейского искусства», - отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Сергей Щукин был настоящим коллекционером радикальной живописи. Он искал не такие произведения, что приводят в восторг тех, кто на них смотрит, а те, что будоражили и задевали. Каждое его новое увлечение – довольно резкий маневр. Начинал с модных тогда импрессионистов, затем вдруг переключился на «дикаря от искусства» Поля Гогена. «Для Щукина это был пазл. Было непонятно, когда кончается одна картина и начинается другая», - рассказал куратор выставки, внук С. Щукина Андре-Марк Делок-Фурко.
Известно, что в начале прошлого века Сергей Щукин увлекся Пабло Пикассо и с тех пор ему начало казаться, что вся остальная живопись сера и скучна. Со временем он стал крупнейшим коллекционером художника, собрав в своей коллекции 51 картину художника. Больше в те годы не было ни у кого в мире. В своем доме создал так называемую «келью Пикассо».
«Небольшое помещение, где в три яруса были повешены монументальные полотна, они обступали зрителя, создавая тягостное пространство. Многие мыслители сравнивали с ощущением конца мира», - отметил куратор выставки Алексей Петухов.
Щукин менялся, менялась его коллекция, и вместе с ней менялось русское искусство. Художественный критик Николай Пунин писал об этом так: «Никто не вышел из его галереи тем же человеком, каким в нее вошел. Это — наш Данте: и ад, и чистилище, и рай. Там отчаивались и погибали, но там же находили спасение».