Выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Константина Сомова - одного из крупнейших российских художников первой половины XX века, недавно открылась в Русском музее. Так, банк ВТБ выступил в роли генерального спонсора экспозиции.
А теперь немного предыстории. Одной из особенностей работ Константина Сомова заключалась в том, что он прятал лица под масками. Это талантливый художник знал, как превратить обыденную жизнь в карнавал. Удивительно, но создается такое впечатление, словно Константин Сомов знал про жизнь ушедших эпох куда больше, нежели про свое собственное время. Все дамы на его работах облачены в старинные платья, часто можно увидеть и влюбленные пары. Его картины чем-то даже напоминают картины французских живописцев - укромные уголки парка, галантные сцены. Не случайно Константина Сомова называли художником радуг и поцелуев.
«Радуги есть, и нет поцелуев, а есть предпоцелуи или послепоцелуи. Он передает состояние влюбленности, начало интриги. Какую-то интригу потаенную, закрытую», - говорит Евгения Петрова, зам директора по научной работе.
Не менее всего удивляет и тот факт, что Константин Сомов так и не закончил Академию художеств. Он был учеником Репина, сыном главного хранителя Эрмитажа, как бы у нас сейчас назвали, однокашником Бенуа. В юные годы он внимательно изучал живопись в Петербурге и Париже. И незаконченное образование никак не помешало ему стать успешным портретистом. В экспозиции портреты Кузьмина, Блока, Рахманинова. Писал художник преимущественно акварелью, пастелью, а также владел старинными техниками графики.
«В чем миссия или предназначение искусства, и что такое вообще искусство? На мой взгляд это то, что заставляет нас думать и то, что нас делает лучше. Мне кажется, любая выставка такой крупной личности как Сомов, делает нас лучше и заставляет думать», - отмечает Юрий Левченко, старший вице-президент банка ВТБ.
Константин Сомов стал создателем собственного живописного театра с воинственными Арлекинами, кокетливыми маркизами и страдающими Пьеро. Он успешно иллюстрировал книги Бальмонта и Блока, Пушкина и Гоголя. Выставка дарит возможность посетителям полистать электронную версию «Большой книги Маркизы» - сборника эротической литературы XVIII века. В одном из переизданий немецкая цензура из 31 рисунка Сомова пропустила только шесть.
«Она есть далеко не в каждом книжном известном собрании. И в своё время это была настоящая провокация для любителей изящной книги», - объясняет Наталья Соломатина, заведующая сектором рисунка XVIII – начала XIX веков Русского музея.
Известно также, что художник принимал участие в создании журнала «Мир искусства», заполняя его страницы изысканными виньетками, силуэтами, заставками. А вот к себе относился довольно критично. В его личном дневнике есть запись, что рисует он скверно и пошло.
«При этом он сам себя ел, то ему рука не удается, то рисунок не тот, считал, что он плохой колорист. Но когда мы смотрим на все эти произведения, то понимаем, что это была клевета на самого себя», - рассказывает Владимир Круглов, ведущий научный сотрудник Русского музея.
В 1924 году Константин Сомов уехал в Америку, сопровождая художественную выставку. В Советский Союз не вернулся. Через год эмигрировал во Францию. Там он снова создал свой мир - снова писал о любви и смерти, загадку которой пытался разгадать всю жизнь.